Ложь и истина об ангелах
Автор: Шомер
Возникновение понятия "ангел"
в мировой культуре
Читая тексты Священных Писаний, мы зачастую сталкиваемся с существами называемыми "ангелами". Не смотря на то, что в Библии существует около 250 отрывков говорящих об ангелах, большинство людей не располагают обширной информацией о них и, спросив их описать ангелов, они опишут вам искусство Рембрандта и Микеланджело и других. Но достоверны ли облики и описания ангелов, предоставленные нам воображением великих художников и скульпторов? Наш мир сегодня наполнен людьми, которые пишут книги об ангелах, выкладывая свои соображения, личные столкновения и знания об этих сверхъестественных существах. Заглянув в большинство книжных магазинов, вы найдете массу книг посвященных этой теме, но все ли они предоставляют нам истинную и правильную информацию об ангелах или в большинстве случаев это фантазия авторов? Ангелы не являются фантазией, а реальностью, хотя многое то, что написано о них и принято нашим обществом на веру и есть настоящая вьщумка.
Дело в том, что в большинстве современных языков слово "ангел" происходит от греческого "ангелос" означающего "посланник". До распространения греческого языка знаниями об ангелах обладали только некоторые народы, живущие на востоке. Все эти знания на востоке истекали из еврейских Писаний, описывающих множество соприкосновений с этими существами. После перевода "Танаха" (еврейских Писаний) на греческий язык в 285-247 годах до нашей эры знания об ангелах распространились по всему цивилизованному миру. с написанием книг "Брит Хадаша" (Нового Завета) в первом столетии нашей эры концепция ангелов укрепилась и пополнилась со слов очевидцев и учеников Иешуа. Именно из этих источников мир и почерпнул первоначальную информацию об ангелах. Столетия спустя информация исказилась, изменилась, и новые качества и свойства были преданы так называемым ангелам, языческими народами посредством народного фольклора и религиозного лжеучения, перемешанных в единое целое.
Слово "малах" на иврите означает "посланник" - "ангел" и все первоначальные знания о них произошли из Библии и теперь, чтобы разобраться в том, что есть фантазия и что есть истина, мы должны вернуться к этому первоначальному источнику. Изучая ангелов, мы можем доверять только Священным Писаниям как вдохновленным Богом, так как все другие источники позаимствовали их информацию об ангелах из этих Писаний намного позднее и преобразили ее, логично то, что их информация недостоверна. Для того чтобы установить истину об ангелах, начнем с разоблачения ложных понятий о них. Сравнивая популярные мнения с цитатами из первоначального источника, мы увидим их несопоставимость, и таким образом, отделим истину ото лжи.
Самые популярные ложные понятия об ангелах:
1) Когда дети умирают, они попадают на небо и становятся ангелами. Ангелы-это хoрoшне люди умершие и попавшне на небо.
Конечно это миф. Ни дети, ни взрослые, умерев, не становятся ангелами. По словам Библии после смерти всех людей ожидает суд Божий. Если люди верили в Бога и в его сына Иешуа, то они не осуждаются, а награждаются за их заслуги и верность перед Богом на земле. Если они не верили в Бога и не признавали Мессию, то их ожидает участь быть навечно отделенными от Бora.
Так же к этому следует добавить, что ангелы существовали до сотворения мира и до сотворения людей. Ангелы являются духовными существами отдельными от людей, хотя и могут появляться в облике как бы человеческом. Ангелы, как и все остальное, кроме самого Бoга являются творениями Бога. Бог является творцом ни только видимого, но и невидимого.
"16 …Ибо Им создано всё, что на небесах u что на земле, видимое u невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им u для Него создано,. "(К Koринфянам 1:16)
Из следущих стихов, мы видим, что ангелы присутствовали при творении мира.
"4 ...Где бьл ты, когда я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. 5 Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? 6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7 При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? "(Иов 38:4-7)
Книга Иова написана в поэтическом стиле. Поэзия на древнем иврите строилась параллельностью мысли, а не ритмическим созвучием и поэтому "утренние звезды" и "сыны Божие" - это термины относящиеся к одной и той же группе, а именно к ангелам. "Сыны Божие", являюся одним из имен которыми ангелы описываются в Библии.
По словам Библии дети не становятся ангелами после смерти, но они, как и взpocлыe имеют своих ангелов на небе. Эти ангелы приставлены к ним и иногда в народе называются "Ангелы- хранители" .
10 Смотрите, не презирайте ни одного из Maлых сих,. ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. (От Матфея 18:10)
2) Все ангелы кpacивые и выглядят как мужчины, женщины и дeти, только с крыльями.
Хотя ангелы иногда и являлись перед людьми в человеческом облике, они не обязательно выглядят как люди. В большинстве случаев, когда ангелы являлись перед людьми, люди их пугались. Ангелы выглядят могущественно и поразительно, но не как люди с крьльями. Так же ангeлы не имеют половых признаков и никогда не появлялись в Библии в облике детей или женщин. Они всегда описываются в мужском роде.
"4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра. 5 И поднял глаза мои, u увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, u чресла его опоясаны золотом из Уфаза. 6 Тело его--как топаз, лице его--как вид молнии; очи его--как горящие светильники, руки его u ноги его по виду--как блестящая медь, u глас речей его--как голос множества людей." (Даниэл - Даниил 10:4-6)
Данное красноречивое описание ангелов пророком Даниилом выражает впечатление, которое произвел этот ангел на пророка. Как мы видим из описания Даниила, он не был похож на человека с крыльями. В действительности, существует много разновидностей ангелов и некоторые из них имеют крылья. В книге Исаии ангелы, назьтаемые "серафимы:' имеют шесть крыльев.
"2 Вокруг Него стояли сepaфимы, у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, u двумя закрывал ноги свои, u двумя летал. (Йешая - Исаия 6: 2)
Только потому, что "серафимы и херувимы" имеют крьлья, это не означает, что и все другие ангелы имеют их тоже. В видении Иакова он видел ангелов поднимавшихся и спускавшихся по лестнице с неба. Это видение указывает нам на то что не обязательно все ангелы имеют крылья и пользуются ими как способом передвижения.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, u вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, (Берейшит - Бытие 28: 12)
3) Ангелы - это божественные высшие существа и мы должны молиться им, и поклоняться нм.
Хотя ангелы и являются духовными существами, они всего лишь творение Бога и не являются сами богами, Мы хорошо знакомы с заповедями Бога, которые говорят не поклоняться никому кроме самого Бога.
"14 Ибo ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - "ревнитель", Он-Бог ревнитель." (Шемот - Исход 34: 14),
Один из случаев, когда человек (Йоханан) пытался поклониться ангелу, описывается в книге Откровение Йоханана.
"8 Я, Иоанн, видел u слышал сие. Когда же услышал u увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться {ему]; 9 Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тeбe, и братьям твоим пророкам u соблюдающим слова книги сей; Богу пoклoнись."(Откровение 22:8-9)
Ангел наставляет Йоханана не приклонятся перед ним, напоминая ему, что это он всего лишь слуга Божий и слуга Йоханана и пророков. Из этого стиха можно сделать вывод, что, так как ангелы служат людям, они имеют более низкую позицию в первоначальной иерархии власти задуманой Богом. Но при таких рассуждениях всегда вспоминается знаменитый Псалом как бы противоречащий такой теории.
6 Не много Ты умалил его (человека) пред Ангелами; славою u чecтью увенчал eгo; 7 Поставил его владыкою над делами рук Твоих,. все положил под ноги его: (Тихилим - Псалом 8: 6-7)
Ключ к пониманию этого разногласия, конечно, заложен в оригинальных языках. Дело в том, что на иврите в рукописях не используется слово "Ангелами" (малхим), а используется слово "элохим" (Бог) которое никогда в тексте Танаха не переводится как ангелы. Это тоге самое слово, которое используется в первых главах Берейшит - Бытия описывая творения всего мира Богом, а не ангелами. Откуда же появилась такая погрешность в тексте Библии? Дело в том что, по моему мнению, переводчики Библии на русский язык в основном полагались на греческий текст перевода Танаха, а не оригинала на иврите. Почти во всех отрывках слегка различающихся друг от друга на этих языках русский Синодальный перевод следует строго греческому варианту, а не ивриту. В Септуагинте (греческом переводе) и заменилось впервые слово "Ангелос" вместо слова Бог. Загадка, почему или нарочно ли было что сделано, до сих пор еще не разгадана.
Возвращаясь к этим стихам из Псалма, оставив слово "Ангелы" на месте мы сталкиваемся с двумя противоречиями в самих же стихах. Там говорится, что Бог поставил человека владыкой над делами рук Его. Ангелы являются делами рук Бога. И затем мысль расширяется фразой " все положил под ноги его" которая явно включает то же что описывается в предыдущей фразе, а именно творение Бога. Итак, если ангелы считаются творением Бога, то у нас возникает серьезное противоречие. Меняя слово "Ангелами" на слово Бог, это проблема исчезает, и гармония стиха восстанавливается.
Восстановив этот стих, мы понимаем, что все же человек был сотворен выше ангелов, а не ниже их. Для того, чтобы понять и осознать это мы должны не забывать что только человек, из всего творения Всевышнего был сотворен по образу и подобию Бога. Ангелы не несут такой характеристики. Человек, согрешив, утратил свое место и можно сказать, что он был умален перед ангелами, но не навсегда. Его место (второе после бога) вернется к нему в будущем. Брит Хадаша (Новый Завет) тоже предоставляет нам доказательства такого положения рассказывая, что во время суда, святые люди будут судить мир и в том числе ангелов. Учитель Шаул пишет об этом так:
"2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?" (1 Коринфянам 6:2-3)
Если человек был сотворен ниже ангелов, то он не имеет прав судить их. Но если он сотворен выше ангелов в его первоначальной форме, то этот стих соответствует логике. Еще одно популярное ложное учение, гуляющее по свету, говорит так:
4) Все ангелы хорошие и желают нам только добра.
Но Писания предоставляют нам истину, так ли это. Следующие стихи говорят об особенном ангеле и событиях произошедших на небе до искушения Евы и Адама.
"12 Как упал ты с неба, денница, сын зари (Люцифер)! разбился о землю, попиравший народы, 13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней, 16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: ("тoт ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17 Вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?" ( Йешая - Исаия 14:12-17)
И другой стих о том же ангеле:
"15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония, 16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил, u Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней, 17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор." (Иехезкел - Иезекииль 28: 15-17)
Прочитав, эти слова мы вспоминаем о Люцифере, о коварном падшем ангеле которого мы сегодня знаем по имени "хасатан" - сатана. Распознав его в этих стихах, мы задумываемся. Один ли он такой или есть еще? Писание дает нам ответ и на этот вопрос:
"3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами u десятью рогами, u на головах его семь диадем; 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд u поверг их на землю…7 И произошла на небе война: Михаил u Ангелы его воевали против дракона, u дракон u ангелы его воевали [против них], 8 Нo не устояли, u не нашлось уже для них места на небе, 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом u сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, u ангелы его низвержены с ним." (Откровение 12: 3-4, 7-9)
Из этого стиха мы узнаем что сатана, создав восстание против Бога, увел за собой третью часть ангелов с неба. Он был брошен на землю, и до сих пор является обольстителем искушая людей. Итак, все же есть злые ангелы. Ангелы, которые не служат Всевышнему, а сатане и имеют те же сверхъестественные силы, как и Ангелы Божьи. Но дела их не в соответсвии с распоряжениями Бога, а сатаны.
Следующая популярная ложь, относящаяся к ангелам, такова:
5) Иешуа был ангелом, пришедшим на землю.
Не смотря на то что общее понимание Христианства в мире несет понимание докрины того что Иешуа был превыше ангелов, все же существуют култовые учиния противоречащие этой истине. Для опровежения лжеучений о пририде Иешуа я хочу придоставить пару стихов из Библии.
"8 Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею u пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Мессии; 9 Ибo в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства u власти," (К Колоссянам 2:8-10)
Из этого стиха мы узнаем о том, что в Иешуа "обитает вся полнота Бога телесно." Исходя из этого невозможно, чтобы Иешуа был ангелом. Если этого отрывка недостаточно чтобы опровергнуть такую теорию, взгляните на сведущий стих:
"1 Бог, многократно u многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: "Ты Сын Мои, Яныне родил Тебя?" И еще: "Я буду Ему Отцем, u Он будет Мне Сыном?" 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:"И да поклонятся Ему все Ангелы Божии…" (К Евреям 1: 1-6)
Комментарий к этому стиху не обязателен, так как он в прямом смысле освещает наш вопрос и утверждает, что Иешуа намного превосходнее Ангелов и действительно в прямом смысле является сыном Всевышнего, когда ангелы называются "сынами Бога" в переносном смысле.
Чиcлo, paнки и предназначения ангелов
Сколько ангелов сотворил Бог? в Библии не описывается точное число ангелов, но из oпpeдeлeнных стихов мы понимаем, что их огромное количество. Йоханан, один из пророков Брит Хадаша (Нового Завета) видел множество ангелов и записал нам его видения. По его словам их столько:
"11 И я видел, u слышал голос многих Ангелов вокруг престола u животных u старцев, u число ux было тьмы тем u тысячи тысяч," (Откровение 5: 11)
Даниил в своем видении тоже ссылается на огромные количества ангелов.
"10 Огненная река выходилa u проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему u тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, u раскрылись книги," (Даниэл - Даниил 7: 10)
Даниил вроде бы определяет число ангелов служащих Богу. Говоря "тьмы тем", хотя его определение их киличества и звучит нам образным. Он в действительности называет определенное число "10.000 умноженное на 10.000", это всего лишь 100 миллионов. Но, взглянув на греческий текст Йоханана где он пишет "тьмы тем и тысячи тысяч", пытаясь описать их число, мы видим десятки тысяч умноженные на десятки тысяч плюс тысячи умноженные на тысячи. Как мы можем представить, число ангелов было не определимо в его видении, но одно ясно, что количество их огромное.
Как мы уже установили из Писаний, существует множество pазчных видов видов ангелов. Но не только они разнообразны в своих видах, они так же разнообразны в своих функциях и предназначениях. В Писании иногда употребляется слово "цеваот" на иврите. Это слово переводится как "воинство небесное" в Библии. Иногда его можно перевести как "армии".
"19 И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, u все воинство небесное стояло при Нем, по правую u по левую руку Его." (Млахим 3 - 3 Книга Царств 22: 19)
20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; 21 Благocлoвuтe Госпояа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Eгo. (Псалом 102:20-21)
Такие термины как "воинство-небесное и "aрмии" конечно относятся к ангелам организованным в систему и pacпpeдeлeнным по ранкам. В 102 Пcалмe мы видим подтверждение этому сталкиваясь опять с поэтической формой параллельности мысли. Итак "ангелы Его" и "воинства Eго" - это слова относящиеся к одной и той же группе. Так же как и в земных армиях, ангелы на небе имеют.своих предводителей, командующих ими в действиях.
"53 Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, u Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (От Матфея - Мататьяху 26:53)
В этом стихе, по словам Иешуа, Он располагает военной мощью ангелов и может призвать легионы ангелов на Его защиту. Группирование ангелов в военные единицы явно видно из этого стиха. Но Иешуа не является eдинственным командующим ангeльской армии. Существуют подчиненные Ему ангелы, которые являются предводителями этих войск.
"7 и произошла на небе война: Михаил u Ангелы его воевали против дракона, u дракон u ангелы его воевали [против них]," (Откровение 12:7)
В данном писании Микаэл (Михаил) является предводителем армии ангелов, который ведет войну с сатаной и его демонами. Здесь мы видим, что так называемoe "воинство небесное", которое следует своему предназначению и вовлечено в войну. Михаил - ангел довольно известный нам из Писаний и как мы видим он предводительствует. Вместе с Гавриилом они является eдинсвенными ангелами, называемыми по именам в Библии. Обычно они исполняют задания крайней важности. Михаил именуется "архангелом" в Писании, что означает "главный посланник" или "управляющий посланник".
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "дa запретит тебе Гocпoдь" (Йехуда - Иуды 1:9)
Хотя Гавриил не называется архангелом в Писании, многие раввины и богословы полагают, что все же он тоже архангел, как и Михаил. Талмуд насчитывает четырех apxaнгелов - Михаила, Гавриила, Юpиила и Рафаила, хотя последние два имени не записаны в книгах канона Библии, но происходят из апокрифических книг.
Два вида ангелов, которых мы уже упоминали - это серафим и херувим. Их названия означают "горящие". Серафимы имеют шесть крыльев и находятся на небе поверх Божьего трона, провозглашая его святость. Херувимы в отличии от серафимов не совсем похожи на людей.
"5 А из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик иx был, как у человека,' 6 и у каждого - четыре лица, и у каждого из них - чemыpe крыла; 7.А ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. 8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их. 9 И лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья иx соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. 10 Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех иx четырех; а с левой cтopoны лицe тельца у всех четырех и лице орла у всех чeтыpex." (Иехзкел - Иезекиль 1: 5-10)
Как мы видим ангелы, описанные в данном стихе далеки от описания человека, но имеют черты схожие с рядом знакомых нам животных. Прочитав такие описания, мы убеждаемся в том, на сколько странно и абстрактно выглядят эти могущественные творения Бога. Если вы думаете, что эти описания странны, прочитайте сведущие стихи описывающие вроде бы знакомых нам херувимов:
"8 И видно было у херувимoв подобие рук человеческих под крьтьями их, 9 И видел я; и вот четыре колеса подле хepyвимoв, по одному колесу подле каждого херувимa, и колеса по виду - как бы из камня топаза, 10 И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе, 11 Когда шли они, то шли на четыре свои стороны, во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена бьта голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались, 12 И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, - все четыре колеса их," (Иехезкел - Иезекиль 10:8-12)
Для большинства из нас, представлявших себе херувимов, как голеньких пухленьких детей с крылышками, изображаемых на в таком облике на многих знаменитых предметах искусства и фольклора, это описание приводит в полное заблуждение. Так как наши представления этих сверхествественных существ далеки от их описаний найденных в источниках, которые предоставляют нам самые первые идеи о данных существах.
Из Писаний становится ясным, что главная функция ангелов - это служба Богу и нам. Их миссия в творении Божьем выполнять Его указы.