Форум Юрия Михалыча

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Юрия Михалыча » .::Это_интересно!!!::. » Народные праздники


Народные праздники

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ИВАНА КУПАЛА

Сей праздник отмечается в ночь с 6 на 7 июля. В эту загадочную ночь переплелитаются христианство, язычество и просто народные предрассудки. Православная церковь чтит предтечу Мессии святого Пророка Иоанна Крестителя. Кстати, именно он придумал обряд крещения в воде. Знахари спешат в леса и на луга, дабы запастись самыми чудодейственными травами. Украинские ведьмы слетаются на ежегодный шабаш на Лысую Гору в Киеве. А народ, особенно молодой, несется к озерам купаться в целебных волнах, прыгать через очищающие костры и, конечно, гадать, ведь сегодня - Ивана Купала.

По правилам, огонь для костра должны разводить парни, а "топливо" для него ищут девушки. Сигать над костром, во-первых, нужно было, чтобы очиститься от всяческих грехов, подзарядиться солнцем, здоровья поднакопить, а кроме того, влюбленные так свои чувства испытывали - желает судьба, чтобы пара вместе была или лучше расстаться пока не поздно. Прыгать нужно было трижды, непременно держась за руки. Если влюбленные цепко хватались ладошками друг за друга и, приземлившись, не разбегались в разные стороны, значит срочно нужно в загс заявления нести. Если хоть разок рукопожатие "треснет" - придется поразмыслить, кто из вас "слабое звено".

В некоторых районах Швейцарии в давние времена хлеб, испеченный на угольях Ивана костра (Ивана Купалы), служил жертвой стихиям; позднее он стал одним из элементов праздничной еды.

Несдобровать было Иванам — всю купальскую ночь и следующий день их исподтишка окатывали холодной водой из ведра. А, скажем, на Хмельнитчине и Иванов, и даже Ивановичей, если они появлялись в этот день возле реки, тут же веселый гуляющий народ хватал за руки, за ноги и в одежде (будь ты даже в выглаженном костюме) бросали в воду. Причем, обижаться на купание мало того, что нельзя было, так еще и за "услугу" требовалось выставить магарыч.

Прежде чем гадать, нужно было сплести "правильный" венок. Вплетать в него требуется непременно четыре вида трав - по количеству сторон света. Такая "корона" охраняет от всякой нечисти, которая просыпается и резвится в эту ночь. "Рецепт" купальского венка: Иван-да-Марья, лопух, медвежьи ушки и богородичная трава.

Чтобы узнать свою судьбу, девушки купальским вечером в венки пристраивали горящую свечу и пускали "конструкцию" по воде, думая о суженом и о будущем. Если венок булькнет на дно, значит и любовь вскоре канет в Лету, а если мирно поплывет - избранника надо брать. У кого дальше всех "кораблик" удерет - самое большое счастье улыбнется. А у кого свеча дольше всех гореть будет, это и есть главный долгожитель из собравшихся.

О намерениях суженого узнавали еще и с помощью 12 трав, собранных на Купала. Главное - быть хорошим ботаником и обязательно поместить среди разнотравья чертополох да папоротник. Букет кладут под подушку, приговаривая: "Суженый, ряженый, приходи в мой сад гулять!" Или в полночь можно выйти на улицу и не глядя нарвать цветов и трав, положить под подушку, а утром рассмотреть повнимательнее. Если насчитаете 12 видов, значит под венец вам в этом году идти.

На Ивана девушки бороздили по лесу в поисках любовной травы Иван-да-Марья. Нашедшим ее в этот день судьба сулила встретить главную любовь всей своей жизни и не расставаться с нею ни на секунду. По легенде, очень похожей на сюжет мыльной оперы, встретились когда-то очаровательный молодец и красоткой, полюбили друг дружку, поженились, и тут на тебе, выяснилось, что они кровные брат с сестрой, разлученные в младенчестве. Не вынесли влюбленные этого кошмара, и поскольку среди людей им жить вместе нельзя было, превратилась парочка в траву с цветами разного цвета на одном стебельке: Иван - синий, Марья - желтая. Этой желто-синей травки-украинки нужно насобирать вдоволь, чтобы хватило на купальскую "корону" - венок.

Пока женщины искали в темном лесу чарующую травку, мужчины трусили пытались высмотреть цветущий папоротник. Вера в это чудо настолько велика, что многие и в наше время не обращают внимания на увещевания ученых, мол, папоротник не цветет. По преданию, сначала на широком листе появляется почка. В 12 часов ночи она с треском лопается и из нее вырастает огненно-красный цветок, сорвать который человек не в силах. Увидевшему это диво просто нужно дождаться пока какая-то мистическая сущность не отщипнет "растущий огонь". Вот тогда-то и пора хватать цветок да нестись сломя голову из леса. Говорят, счастливчики непременно находили несметные богатства, о которых им нашептывал папоротниковый "улов". А еще давал этот главный трофей купальской ночи своему обладателю тайные знания - человек начинал понимать язык флоры и фауны.

Современная же молодежь цветущий папоротник не ищет, относясь к этой ночи, скорее, как ко второй новогодней.

Отредактировано Чилька (2007-06-10 10:13:27)

0

2

да  :-/

0

3

а у нас Янов день отмечают  с 23 на на 24 июня...... это  костры, поиски цветка папоротника.............много водки , пива и шашлыков...и канечно дискотека и фейрверк

0

4

А у нас  (в деревне)отмечается Петров день в ночь с 11 на 12 августа. В эту ночь всякие бабушки и дедушки сидят и караулят солнце, когда оно взойдёт. А молодёжь гуляет по деревне и делает всякие пакости: "Чистят" огороды взрывают туалеты (которые находятся на улице, подкинув туда пару пачек дрожжей), мажут грязью стёкла, на трассах жгут костры и ставят всевозможные баррикады, и устраивают прочие беспорядки. Потому то бдительные старички и караулят солнце, точнее караулят свои дома и огороды, чтоб целыми к утру остались. Конечно же не спит и наша дорогая милиция. Они тоже караулят только не солнце, а ту самую пьяную и бесбашенную молодёжь. Ну и, конечно же, дискотека всю ночь на пролёт.

0

5

РУСАЛИЧЬЯ НЕДЕЛЯ

Говорят, на этой неделе в лесах и на полях можно встретить русалок, которые, зацепившись волосами за деревья, пугают своими криками: «Угу-ууу» и смехом прохожих. Неделя эта называется Русальной. По разным источникам она идет сразу после Троицы или перед Купалем.
Русалки, согласно народному поверью, это вечно молодые красавицы, которые живут на самом дне рек и озер и на землю выходят только один раз в год — на Русальную неделю.

Русалки — это несчастливые особы, которые, конечно, хотят вернуться на землю, петь песни вместе со своими сверстницами, заплетать венки в свои длинные косы, любить и знать все прелести пусть и тяжелой, но земной жизни. Для того чтобы достичь данной цели, они и выходят раз в год на землю, пугают людей и забирают с собой на глубину очередных «жертв». В народе говорят, что умершие девушки на этой неделе обязательно становятся русалками. Стать русалкой можно и по-другому, но обязательным условием является смерть «не па-боску». А посему русалки — это и проклятые своими родителями еще не родившееся дети (обязательно — девочки), младенцы, умершие некрещеными, и молодые девушки, покончившие жизнь самоубийством. Но, несмотря на разницу в возрасте — все они становятся такими, как в пору наибольшего рассвета своей молодости — до жути красивыми и нереальными. Русалки, говорят, имеют большие влажные глаза, по их прозрачным телам рассыпаются длинные золотистые волосы. Русалки в народной мифологии имеют очень много названий — купалки, водяницы, ласкатухи и т.д.

По-разному в народе представляют русалок. Говорят, что души самоубийц напрямую принадлежат водяному. Они становятся его женами. От такой связи рождаются разные нечистики, которые топят живых. Дожив до совершеннолетия, водянята погибают.

Часто русалки выступают, как женщины не очень пристойного поведения. Выходя на землю, они проводят свое время в любовных играх с юношами, часто влюбляя их в себя. После чего бедные юноши становятся жертвами русалок. Одиноко идущего молодого человека через лес или поле подруги водяного обязательно закружат в хороводе и защекочут до смерти. Или заведут на середину реки, где человек обязательно утонет.

С другой стороны русалки часто представлялись как честные девушки, которые как при жизни, так и после нее даже не смотрели на юношей, а только искали своих суженных в толпе земных жителей. В этом случаи русалка выступает, как нареченная, которая так и не дождалась своей свадьбы. На протяжении года после смерти она прячется где-то в пущах, но весною выходит оттуда, и полная любви и надежды, ищет своего суженного. Часто русалок представляли, как некрасивых и страшных существ с зелеными и спутанными волосами. Ими пугали детей и про них рассказывали различные падания и сказки. " А то былі шчэ русалкі. Сама голая, страшная, валасы доўгія, і ў яе, кажуць, усё, як у чалавека. …От тут на курганку рошча була, дак іх тут самае гульбішча було. Гулялі яны боль на гранай нядзелі. Дак возьме на бярозу ўзлезе, да за голючку валосямі прывяжыцца, да ўні з апусціцца, да і калышыцца і крычыць: уу-гу, уу-гу, уу-гу! " Так рассказывали про русалок в деревне Балсуны Рогачевского повета. В большинстве же случаев русалки не делают ничего плохого людям. Просто так, конечно же. Говорят, что русалки сидят в жите, когда оно растет. Чтобы никто ненароком не помял молодые колосья. Это и неудивительно, когда какой-нибудь зевака войдет в поле, то не выйдет оттуда живым — русалки защекочут до смерти. Русалки сидят и в самых глубоких местах рек и озер, чтобы люди знали — туда лезть не надо — утопишься. Сидят они и в лесу около каких-нибудь непроходимых болот, для того чтобы предупредить идущего. Но на Русальную неделю — лучше к ним не подходи. Ведь, если в лесу русалки увидят одинокого путник первыми, то обязательно защекочут или опутают волосами. Но если человек при встрече с русалками первым крикнет: «Чур, меня!», тогда русалки ему совершенно не страшны. Одна же из них пойдет с ним в дом, будет помогать ему в хозяйстве. Питаться она будет только паром, что поднимается над кастрюлями и сковородками. Но через год она обязательно убежит в лес.

У людей с глубины веков к русалкам особое отношение. И страшно, и жалость берет, и уважение проскакивает. (Это от страха). Как не крути, а обычаев, связанных с Русальной неделей собралось очень много. Среди прочих выделяется обряд проводов русалки. Русалка — личность мифическая, поэтому роль её выполняет молодая девушка, на которую подруги надевали веночки. Вокруг неё водили хороводы и пели русальные песни.

После устраивали розыгрыши: отводили русалку в жито, за перекресток дорог или на местное кладбище. Оставив её одну, убегали обратно в деревню. Девушка-русалка, естественно, догоняла своих ровесниц и возвращалась в деревню. Такие игры получили широкое название — Розыгры.

Русальные игры на территории нашей страны зависят от регионов. Например, в Гомельском регионе распространена такая игра. Наиболее смешливой девушке распускали косы, снимали с неё одежду, прикрывали чем-нибудь только плечи, и плели из васильков, хмеля и ромашек огромный венок. Обвивали им девушку и вели её в жито. Это было ритуальное шествие, во время которого зажигали факелы, пели песни, барабанили. В жито русалку тащили силой, срывали с ней венок, разрывали оставшуюся одежду и убегали. Девушка-русалка бежала за убегающими односельчанами и пыталась их остановить. На деревьях женщины оставляли для русалок пряжу и ручники, а девушки — свои венки.

В обрядах проводов русалки просматривается смысл основных понятий мировоззрения белорусов: « жизнь-смерть-вечность». Тут просматривается идея, что мир принадлежит живым людям, и эти люди понимают, что мир узок. Все, что после него — вечность, где существует в разных формах всё, что выходит за рамки понятия живого. Ритуал проводов русалки был направлен именно на то, чтобы вывести её, враждебную по своей природе человеку, за границу жизни, в мир вечности и бесконечности, что в этом смысле напоминает проводы покойника «на тот свет».

Кроме того, в эту неделю проводили различные обряды, которые должны были помочь спастись от нечистой силы. Например, ходили выгонять русалку с жита. В обед все женщины мылись в бане, потом празднично одетые шли к хлебам. Старшая из женщин стелила скатерть на траве, на которую ставила спиртное, мясо, колбасу, сыр, обязательно — блины. Все садились за стол, после импровизированного пиршества водили хороводы, пели русальные песни и ходили «качацца ў жыта», чтобы выгнать русалок. Потом снова садились за стол, перед тем нарядив вдову в крапивный венок. Закончив трапезу, все участницы обряда шли в деревню. Встретив мужчину по дороге, они заставляли его под угрозой остаться без штанов, поцеловаться с женщиной в крапиве. Не исключено, что в более давние времена такая вдова временно становилась жрицей, в обязанности которой входило отгонять и защищать деревню от разных нечистиков.

В наше время существует множество интерпретаций на старинные обрядовые игры. Сегодняшний их вариант не несет в себе никакой смысловой нагрузки. А жаль.

Наверное, и русалки куда-то ушли от нас, потому что мы давно высушили болота, около которых они жили, мы нарушили их покой вырубкой деревьев, а реки — обмелели. Они не стерегут виры в реках, не оберегают жита для нас. Потому и урожаи нынче не такие богатые. Где же Вы, русалки? Приходите к нам хоть на Русальную неделю!

0

6

Нартукан (народный чувашский праздник)

Нартукан (нартаван) —один из праздников новогоднего цикла, распространенный среди закамских и приуральских чувашей, а также обряд гадания на кольцах под новый год. Нартукан начи- нался 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, и длился целую неделю. Он соответствует празднику сурхури у верховых и хёр сари низовых чувашей.
Для проведения праздника выбирался возведенный в истекшем году новый дом. Чтобы хозяин не отказал, во время строительства дома молодежь устраивала коллективную помочь (ниме)— бесплатно работала на вывозе строительных материалов и возведении дома. Этот дом называется нартукан пўрчё—домом, где проводится нартукан.
Во время нартукана детвора с утра катается с гор на санках. При этом поются особые куплеты—нартукан саввисем. С наступлением сумерек над деревней то тут, то там раздаются возгласы: «Нартукана-а-а! Нартукана-а!», т. е. «На нартукан!» Парни собираются группами и, уговорившись между собой, расходятся по домам наряжаться в святочных дедов (нартукан старикё) и в святочных бабок (нартукан карчакё). Парни наряжаются преимущественно в женские одежды, девушки — в мужские. Через некоторое время ряженые высыпают на улицу и начинают ходить из дома в дом. Кого только нет среди ряженых: здесь и торговец-татарин, и комедиант с медведем, и марийка-сваха, и верблюд с лошадью,и цыганка-гадалка... Возглавляют процессию нартукан старикё с кнутом и нартукан карчаке с прялкой и веретеном... Парней прежде всего интересуют те дома, в которых живут их избранницы или же приглашенные на праздник нартукан из других деревень гостьи. В обычные дни в эти дома онн ни за что бы не вошли, но сегодня это можно сделать под покровом маскарадной одежды.
Начинается шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе с разными вариациями разыгрывается следующая смешная сценка. Одетый старухой парень садится за прялку и начинает прясть. Переодетая старнком девушка, помахивая помелом, начинает браниться и укорять, грозится приклеить старуху к прялке. Тут же она выхватывает у одного из сопровождающих бутылку с водой и выливает воду на подол присутствующиx. Все это проделывается с большим юмором. Под конец все ряженые начинают плясать под музыку и шумный аккомпанемент печной заслонки, трещоток. Приглашают на танец и хозяев дома, особенно девушек. Парни в женских костюмах и масках стараются высмотреть девушек-гостий, вызывая их на танец... Потешивши вдоволь хозяев, толпа ряженых с пляской и шумом отправляется в другой дом.
Еще днем парни через сестер и родственниц приглашают всех девушек в избранный для проведения праздника дом. Девушки приходят в лучших нарядах и усаживаются вдоль стен. Лучшие места предоставляются девушкам, прибывшим из других деревень. Когда собираются все приглашенные, начинаются игры, танцы и песни.
Наконец кто-то из девушек напоминает, что пора бы сходить за водой и начать гадания на кольцах. Вот откликнулись двое парней, пригласили двух девушек сопровождать их на речку. После недолгих уговоров девушки соглашаются и выходят из круга. Одна из них берет ведро, другая — полотенце. Парни берут топор, чтобы прорубить прорубь, а также пучок лучинок и зажигают его. При свете лучин все четверо отправляются за водой.
На речке парни выкупают у водяного (шыври) воду — бросают ему в прорубь серебряную монету. Девушки зачерпывают ведро воды, бросают в воду колечко и монету, покрывают ведро выши- тым полотенцем и, не оглядываясь назад, возвращаются. У дома ведро передается одному из парней и он, неся наполненное водой ведро на мизинце, вносит его в избу и ловко ставит на приготовленное посредине круга место. Затем одну из девушек выбирают ведущей. После долгих уговоров она соглашается и с зажженной свечкой в руках садится у ведра. Остальные девушки усаживаются вокруг ведра, а парни встают кругом за девушками. Ведущая проверяет, на месте ли колечко и монета.

0

7

ого..йа паловину даж нинала туд написаннава :mda:  :-/

малацы девченки!!
clapping.gif  clapping.gif  clapping.gif  :roza:  :kruto:  kiss.gif

0


Вы здесь » Форум Юрия Михалыча » .::Это_интересно!!!::. » Народные праздники