В сороковых годах прошлого века Гитлер серьёзно задумывался над тем, чтобы устроить еврйскую резервацию на Мадагаскаре. Этим преследовальсь две цели. Во-первых, новое государство отвлекло бы взоры иудеев от Иерусалима. Во-вторых, считалось, что под воздействием расслабляющего мадагаскарского климата сопротивляемость человеческого организма уменьшается, а значит, будет ослаблена и жизнестойкость еврейского народа.
В мультфильме нет прямого указания на какую-либо национальную принадлежность его героев. Просто история нереализованного гитлеровского замысла воодушевила сценаристов мультфильма и съёмочную группу на трудовой подвиг. Похоже, создатели "Мадагаскара" хотели дать, хоть и запоздалый, ответ Гитлеру, рассказав о том. что есть свобода истинная и мнимая.
На создание "Мадагаскара" ушло более четырёх лет, и все, что видят зрители в этой картине, появилось благодаря техническому прогрессу: ведь каждая шерстинка животных запрограммирована как отдельный компьютерный код. Например, на голове льва Алекса около миллиона семиста тысяч волосков!!!, и каждый из них следовало представить в полной красе ! Кроме того, длясохранения информации обо всех движущихся объектах фильма была разработана специальная компрессионная программа. О том, насколько она важна, можно судить по следующему факту: ещё 5 лет назад информация о паре лемуров, не самых последних персонажей фильма, заполнила бы память целого компьютера, а этих лемуров и прочих движущихся объектов в самой масштабной сцене фильма почти сто пятьдесят тысяч ! Без компрессионной программы с этой задачей не справились бы системные блоки целого штата.
Однако у создателей фильма не было цели продемонстрировать последние достижения техники. Аниматоров вдохновляла некая идея, которую они пытались донести до зрителей. Главные герои картины - лев, жирафи бегемотиха - попадают на Мадагаскар, где вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни. До сего момента они находились в нью-йоркском зоопарке на всём готовеньком. Но на острове много диких животных и ни одного человека. Если нет человека, значит, нет и еды, а льву так необходимы свежие шницели ! Вот он и звереет потихоньку, готовясь охватить лакомый кусочек от крупа своего лучшего друга - зебры. Выдержит или не выдержит леф испытание голодом, приспособиться на Мадагаскаре - главная интрига фильма.
"На свете есть нечто более ценное, нежели шницели"! - говорит один из персонажей картины, подразумевая под самой большой ценностью идею свободы. На Мадагаскаре герои мультипликации обретают ту свободу, которой им так и не хватало в Америке. Создатели фильма представляют зоопарк как некую модель общества потребления. Заставляют льва галлюцинировать, вплетая в череду его фантазий статую Свободы в образе зелёной бегемотихи, то и дело норовящей дать в глаз. Осмеивание главного американского идеологического символадостигает апогея, когда на острове Мадагаскар ностальгирующий по американским ценностям (читай, шницелям 8р ) лев сооружает свою статую Свободы из хвороста. По воле случая статуя сгорает, и только после этого лев пересматривает свои взгляды на жизнь и понимает, что есть реальная свобода.
Разумеется, детям, которые будут смотреть этот фильм, вовсе необязательно вникать в его смысл и понимать подтекст. Но они наверняка усвоят главную идею картины: свобода не даётся даром, она требует нравственной зрелости и готовности отвечать за свои поступки.